[ Вход | RSS ]

Здоровый дух способствует оздоровлению тела

.

Правда, полагают, что впервые бани появились в Древней Спарте, где преобладал культ тела, но не духа Спартанцы согласно зДаконРам Ликурга, описанным Плутархом (45-42 в его «Сравнительных жизнеописаниях» (есть современное издание на русском языке), поклонялись атлетизму, приучались к трудностям, «спартанскому» образу жизни. Именно гпаотанпы сбрасывали со скалы хилого новорожденного, что не ухудшать спартанскую породу, именно в Спарте для бесплодной жены старейшинами выбирался и назначался породистый спартанец, и на его последующие действия1 не спрашивали согласия ни жены, ни законного мужа. Спарта, как и следовало ожидать, не дала миру никаких выдающихся ученых, художников, поэтов, музыкантов, но зато спартанцы были хорошими воинами и силачами. Краткий афоризм Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626) Знание — сила из его сочинения «Новый Органон» (1, 3, 1620,— есть современное издание на русском языке) можно было бы заменить другим — Сила есть — ума не надо, вполне соответствующим спартанскому образу жизни, но в сауне — автор убежден в этом — лучше гармонично культивировать и тело, и дух.

Впрочем это убеждение автора надо отнести не только к сауне, но и к жизни вообще, особенно в смутные времена. В «Одах» римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65 — 8 гг. до н. э.), недавно переизданных на русском языке, есть выражение, которое звучит вполне актуально и в наши дни: лишенная ума сила склонна к беззакониям и разрушает сама себя, но когда с ней разум, боги возвеличивают ее (III, 4, 65-68).

Что касается книг и чтения в сауне, то только из художественных произведений, в которых рукой настоящих мастеров слова описывается сауна и русская баня, можно составить целую библиотеку — А. Н. Толстой («Петр Первый»), В. Я. Шишков («Емельян Пугачев»), П. И. Мельников-Печерский («В лесах»), М. М. Зощенко («Баня»), В. М. Шукшин («Алеша Бесконвойный»), А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум» и др.), А. Т. Твардовский («Василий Теркин») и многие другие.

Даже самая первая «художественная» книга, изданная в Финляндии типографским способом в 1544 г. — молитвенник Микаэла Агриколы — содержит и первое описание сауны. Интересно, что первое медицинское пособие на русском языке, изданное типографским способом, были «Дохтурские правила» использования марциальной воды (1719), составленные Лаврентием Лаврентьевичем Блументростом (1692—1755), лейб-медиком Петра I, автором проекта и первым президентом Санкт-Петербургской Академии наук и первым куратором Московского университета. Скрупулезным редактором этих «Правил» был сам Петр — сохранилась его собственноручная подробная правка преднаборной рукописи.

Пусть в комнате отдыха не поместится библиотека, но пусть будет хоть несколько приятных книг и журналов, немножко музыки, пара красивых репродукций — все-таки маленькая рыбка лучше, чем большой таракан.

Пусть в сауне проводятся веселые конкурсы на сообразительность, эрудицию, песню, танец, стихи, анекдот, пусть победитель награждается каким-нибудь шуточным призом типа Ордена Сауны пусть поощряется доброе веселье!

При уважении к этим принципам и ритуалу в целом сауна опровергнет пессимистическое утверждение Марка Твена о том, что единственный способ сохранить здоровье — есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Сауна является приятным исключением из прочих способов сохранять здоровье, потому что при правильном ее использовании все должно и нравиться, и способствовать восстановлению, сохранению и упрочению физического и психического здоровья.

Ритуал сауны | Комментариев нет

Оставить заметку

Всвязи со спамом, все комментарии проходят обязательную модерацию