[ Вход | RSS ]

Режимы сауны должны быть индивидуальны

.

Особое значение, тем более для «дыхательных хроников», в сауне могут иметь специальные дыхательные упражнения,’ т. е. лечебная дыхательная гимнастика. Больные, да и здоровые люди часто задают автору этой книги вопросы, касающиеся научных основ, пользы или вреда для них различных видов дыхательной гимнастики, широко рекламируемых немедицинскими изданиями – гимнастика по Стрельниковой, Бутейко йоге и т. д. дыхания, которая применяется. Поэтому пробуйте! Если какой-то из пробуемых вами видов дыхательной гимнастики вам не помогает, хотя он отлично помог соседу — бросьте его: помните, что люди сделаны не по ГОСТу. Если же метод, пусть даже критикуемый каким-то специалистом, улучшает ваше самочувствие и работоспособность, пользуйтесь им и радуйтесь успеху, как тот крестьянин, который несколько веков назад сделал великое медицинское открытие, но не смог его описать, т. к. был неграмотен. Если же серьезно, то практика — критерий истины, и ваше самочувствие, тем более подкрепленное специальными измерениями — пусть даже простым подсчетом частоты дыханий в минуту — должны помочь в оценке полезности именно для вас проверяемого вами метода дыхательной гимнастики, пусть он придуман хоть древними майя, хоть индусами или Бутейко.

Вам хорошо — значит метод хорош! Вам плохо — оставьте его, какой-бы грандиозной рекламой ни сопровождался этот метод.

Здесь как раз уместно заявить, что со вторым принципом хорошо сочетается третий: режимы сауны должны быть индивидуальны.

Существуют медицинские показания и противопоказания к сауне, и рекомендации врача, сопоставляемые с самочувствием, должны быть основой выбранного режима. Следовательно, возвращаясь к ритуалу сауны, мы должны констатировать, что одинаковый для всех режим сауны бывает, как правило, невозможен. Конечно, менять мгновенно и многократно температуру или влажность сауны, чтобы угодить каждому, трудно, но зато легко контролировать индивидуальное время пребывания в потельне и других функциональных подразделениях сауны, а также высоту полка или характер Холодовых контрастов.

Очевидно, усредненный для многих режим сауны недостижим: это все равно, что оценивать среднюю температуру всех больных в больнице как критерий эффективности медицинской помощи в ней. Следовательно, посетители сауны должны группироваться по подходящим режимам и уж во всяком случае не предъявлять кому-то претензий, что он или она действуют не так, как все.

Еще опаснее, когда новичок или тяжело больной человек пытаются угнаться за здоровыми старожилами сауны: необъезженного жеребенка или старую лошадь не водят на трибуны ипподрома, чтобы они посмотрели, как бегают настоящие рысаки, а тренируют на дорожке или обеспечивают заслуженный отдых. Если «сауновый» старожил прямиком из потельни ныряет в ледяную воду, и его восторг согревает окрестности на несколько градусов, не торопитесь следовать его примеру без подстраховки. Тем более, что вам это вообще может не понравиться, но из уважения к старожилам вы должны будете изобразить бурю радостных эмоций. Зачем?

Это же относится к еде и питью в сауне: что полезно или приятно одному, может быть совершенно неподходящим для другого. Насиловать чей-то дух и тем более — тело в сауне (да и не только в ней) не может доставить удовольствие ни жертве, ни насильнику.

Можно, наконец, отметить, что приятная беседа, чтение, музыка и т. д.— важный фактор оздоровительного действия сауны, потому что здоровый дух способствует оздоровлению тела — это мы формулируем как четвертый принцип ритуала сауны, относящийся к ее медицинской культуре.

Существуют разные взгляды на происхождение и самого тезиса Mens sana in corpore sano (в здоровом теле здоровый дух), и даже на расстановку акцентов в нем. Здоровый дух, благодаря физическому здоровью, или здоровое тело, благодаря душевному? Во всяком случае, в одной из сатир римского поэта Ювенала (60—127 гг.) этот тезис звучит как обращение к богам ниспослать здоровому телу духовное содержание, чтобы тело не наделало беды. В то же время в медицинском трактате врача и философа Мозеса Маймонида (1135—1204), лейб-медика султана Саладина, которого тщетно пытался переманить к себе Ричард Львиное сердце, тот же тезис звучит как первичность здорового духа, обеспечивающего здоровье человека в целом, благодаря чему Мозес Маймонид может считаться идеологом психосоматической медицины столь модной на Западе сегодня.

Исходя именно из такого подхода к медицинской культуре сауны, вспомним, что в древнеримских термах были не только функциональные подразделения, которые есть и в современной сауне — аподитериум (раздевалка), тепидариум (согревающая комната), вапорариум (потельня), фригидариум (помещение для охлаждения с бассейном и ваннами). В термах были также и библиотека, и эстрада для выступления философов, музыкантов, поэтов, артистов, атлетов. Иначе говоря, римляне высоко ценили гуманитарный фактор бани как средство индивидуального и общественного здоровья.

Ритуал сауны | Комментариев нет

Оставить заметку

Всвязи со спамом, все комментарии проходят обязательную модерацию